О проекте

Новости проекта
Новый раздел на сайте
27.10.2016
Атлас всемирной истории

Подробнее

Внимание! Открыта вакансия администратора
27.10.2016
Проекту "История Дипломатии" требуется старший администратор (свободный график работы)

Подробнее

Все новости

Личный кабинет

«История дипломатии» - это открытый проект, который создавался, как бесплатный виртуальный читальный зал для широкого круга читателей.

Книга, безусловно, претензионна, учитывая годы ее написания, однако, она является своеобразным антидотом против новомодного «гуманистического» восприятия мировой политики, которое усиленно пропагандируется и является продуктом «не для внутреннего пользования».

Надеемся, многим этот проект покажется интересным и полезным.

Идейный автор: Сергей Шарапов
Разработка сайта новой версии и раскрутка сайта: Студия RU
Дизайн, верстка старой версии сайта: Павел Берсенев
Художник старой версии сайта: Алексей Емельянов

От идейного автора проекта

Меня зовут Сергей Шарапов. Когда мне было пятнадцать, я мечтал стать вторым Горчаковым, чтобы рьяно защищать интересы России.

Сегодня быть патриотом не модно. Нет, говорить о том, что ты патриот - модно, особенно по радио или по телевидению. Быть не модно.

По-моему, для того чтобы быть патриотом - надо прежде всего верить. Верить в народ, в его достоинства, в его дарование, в его силы политические, экономические, литературные, художественные, ученые ... А нас окружает удивительное безверие, мы по самосознанию своему превратились в «международных провинциалов», полагающих, что пришлые варяги сделают все за нас. Но это не так…

Так получилось, что я стал не дипломатом, а инженером. Я закончил Государственный университет нефти и газа им. Я.В. Губкина и после того, как получил второе высшее в Государственной Финансовой академии,  решил уехать за рубеж, поскольку считал, что именно там смогу «приобщиться» к «цивилизации», да и с работой в «девяностых» в России было туго. Работал я в головном офисе международного трубного холдинга в Австрии. В управлении у корпорации было семнадцать крупных трубных заводов, несколько тысяч сотрудников, многомиллиардные обороты, международная известность как одной из самых высокотехнологичных компаний в мире. Но, проработав в компании несколько лет, так и не смог понять, как все это уживается с воровством и безалаберностью на местах. После того как я стал «проджект директором», т.е. руководителем регионального дивизиона компании, и стал принимать участие в управлении компании, пришло время удивляться как компания вообще «умудряется» существовать.

Дело в том, что нам просто нечему и не у кого учиться. Все плоды западной цивилизации были нажиты упорным трудом двух послевоенных поколений. Эти «деды и отцы» восстановили экономику разрушенной Европы и преобразили ее на пользу последующим поколениям, которые, вместо того чтобы развивать полученный дар, паразитируют на нем. Экономика нынешней Европы уже тридцать лет живет по инерции. Все последние «новые» технологии перед воплощением уже несколько десятилетий лежали на полке. И так во всем.

Но в России пока дела обстоят еще хуже. Те технологии, которые мы поставляли в Россию как «бренд нью» на самом деле уже являются морально устаревшими. И я не могу сказать, что это было продуманной политикой нашей компании.

Вы не можете представить, как тяжело было вместе с губернатором перерезать ленточку при запуске трубного завода и «толкать речь» о том, что это серьезный технологический прорыв. Прекрасно зная, что в Бразилию и Китай компания поставляет уже следующее поколение оборудования. А наши «технические специалисты» российских заказчиков даже не потрудились элементарно проанализировать рынок соответствующего оборудования, как это делают китайцы, бразильцы, чилийцы и даже сирийцы, которые оказались для меня значительно более «сложным заказчиком». Если бы они это сделали, то бы обнаружили, что оборудование стоимостью в пятнадцать миллионов долларов из Германии можно купить за шесть в Италии и на значительно более выгодных условиях оплаты и поставки. Да и немецкого в этом оборудовании, пожалуй, что только табличка.

Самое страшное, что ничего коррупционного в этой сделке не было. Никто никому ничего не платил. Свозили несколько «топ» менеджеров в Клаугенфурт на озеро, покатали на яхте, сводили в ресторан … и те просто «продали» свою компанию за «покушать»…

Мне стало совсем тяжело работать после встречи на юбилейном празднике корпорации с 78 – летним основателем компании. Заслуженный изобретатель, рассказал мне, что прототип технологии, на которой была основана международная многомиллиардная корпорация, был разработан не им. Он «подсмотрел» ее в семидесятых годах на заводе…в Белоруссии, когда приехал на стажировку из ГДР…

Сейчас я вернулся и работаю руководителем проектного института, и я верю, что Россия «сосредоточится». Тот провал, который произошел после девяностых, восстановим, если мы сумеем остановить «реформу» в нашей школе.

В марте 2000 г. комиссия Совета Европы приняла на саммите в Лиссабоне специальное коммюнике о необходимости реформы образования. По мнению Совета основное богатство Европы - это люди, точнее, их интеллект и образованность, а посему образование должно соответствовать эпохе, продолжаться всю жизнь и притом не только вглубь, но и вширь.

Все эти соображения прошли, видимо, мимо наших властных структур, не обратили на них должного внимания и СМИ… А ведь все сказанное относится к России отнюдь не в меньшей мере.

Важность проблемы могут подтвердить некоторые уроки сравнительно недавней истории.

К концу XIX века Пруссия выиграла войны с Данией, Австрией и Францией, образовалась Германская империя, а канцлер Бисмарк заявил, что все эти победы одержал прусский школьный учитель. В XX век Германия вошла с самым высоким уровнем образованности, самой передовой в науке и технике державой. Высокий уровень образованности позволил ей быстро восстановиться после 1945 г.

Россия стала после 1917 г. страной низкой грамотности и научной пустыней. После революции начались, на какое-то время, модернистские эксперименты в педагогике, но они прекратились еще в 20-х годах, и школа вернулась к проверенной европейской (точнее, немецкой) программе. А далее умная - надо отдать должное - советская школьная (отчасти и национальная) политика вывели ее на почетные места в науке и технологии, привели, на какое-то время, к рангу супердержавы.

Запуск первого советского спутника вызвал шок в США. Тогда президент Эйзенхауэр принял в 1957 г. специальную программу усиленного преподавания в школах соответствующих предметов (физики, математики, биологии и химии), пропаганды знаний и т.д. И американцы быстро восстановили доминирующее положение в мире.
Эти меры помогли, но временно. Опять была произведена реформа образования и сейчас в США сложилась парадоксальная ситуация: не хватает коренных американцев для работы в ФБР и т.п., более 60% постдоков - иммигранты из Индии и Китая, не имеющие допуска к определенным работам. Выход найден пока оригинальный: создается и с удивительным рейтингом демонстрируется уже третий год - в прайм-тайм (!) - сериал, в котором под детективной оболочкой пропагандируется важность математики и физики, преподавание которых пришло в запустенье под влиянием "либералов"- гуманитариев  в сфере образования.

И в США, и в Европе причиной этих бед является постмодернистские недостатки школы: поскольку целью ставится воспитание "свободного человека", то центр тяжести в школе перенесен на гуманитарные дисциплины, не требующие жесткой муштры и проверок знаний… А в Индии, Китае преподавание придерживается методов, выработанных тысячелетиями педагогики, без новомодных вывертов. Так может в этом причина их экономических успехов??!!

Математика входит в число обязательных предметом среднего (подчеркнем это слово) образования со средних веков. Значит, философы, педагоги, образованные люди прошлого находили в ней что-то такое, что остается с человеком даже тогда, когда он забывает все заученные факты и методы?

И действительно, математика должна приучить на практике к строгой логичности и последовательности в рассуждениях: приобретенные навыки необходимы, вне зависимости от конкретных теорем, будущим юристам, богословам, политикам, экономистам и всем, участвующим в каких бы то ни было спорах.

Следующий предмет школьной программы, который нужно обсудить - это физика.

Ситуация с физикой выглядела бы просто анекдотичной, если бы не была столь абсурдна. По-видимому, кто-то и когда-то в высших просвещенческих кругах решил, что поскольку у нас так много нобелевских лауреатов, то физика изначально сидит в русских генах, а посему учить ее не стоит - сама вылезет наружу, когда и если потребуется. Поэтому в большинстве школ физика отодвинута в конец «нужных» предметов.

Попробую напомнить, что цель изучения физики состоит в понимании основных хотя бы принципов устройства вещей и сути явлений окружающего мира. Такое понимание необходимо не только в науке, но и в повседневной жизни, хотя бы в понимании работы устройств современной квартиры, автомобиля, самолета и т.д., и, конечно, в понимании действия современного оружия.

Из понимания явлений физики возникают возможности изобретательства, технического творчества и т.д. В курс физики могут быть включены основные законы химии, а, отчасти, также и биологии и физической географии.

В педагогике, как и в медицине, необходимо следовать максиме Гиппократа: "Не навреди!". Поэтому вводить нечто новое можно только и только после тщательных проверок. Единственно возможный вариант - это, в основном, возврат к весьма успешным методикам, проверенным историей многих веков.

Не лучше обстоят дела и в высшей школе..

В 90-е годы прошлого века начался массовый отъезд российских ученых за границу. И пока правительству не удается ничего с этим поделать. Это катастрофическое явление. Российская наука сейчас абсолютно обескровлена. А это, в свою очередь, влияет на образование, на подготовку студентов, аспирантов.

Русские ученые, работающие за пределами России, создают интеллектуальный климат, интеллектуальную культуру других стран. Это не только благо человечеству, это благо конкретной стране. Благодаря им, у иностранных студентов повышается интерес к науке, к знаниям, к культуре. Эти специалисты приносят непосредственное ощутимое конкурентное преимущество. Они разрабатывают новые технологии – между прочим, и военные тоже. Они становятся учителями, которые будут этих самых инженеров, может быть, даже и военных, учить. Они просто рано или поздно превратят нацию, их пригласившую, в нацию интеллектуалов – и весь мир будет смотреть на них снизу вверх. А если от нас мозги будут продолжать утекать – мы рискуем деградировать.

Большинство молодых специалистов уезжает из-за материальных и бытовых соображений. Это правда, но не вся. Конечно, нам трудно конкурировать с США, где молодой специалист эмигрант через год после приезда получает ипотеку под 4,5 процента годовых на двадцать пять лет. Часть из них, все-таки, уезжает из-за полного отсутствия перспектив.

Дело в том, что нужно прекращать политику кумовства в российской научной среде. В России очень часто практикуется такая система: если вы пишете научную работу, то большой начальник, какой-нибудь завкафедрой, декан, академик, членкор будет первым автором. Может быть, он вообще ничего для этой работы не сделал, может быть, он даже мешал вам эту работу делать, но часто именно он будет первым автором. А ваше имя будет где-то в конце. Это демотивирует людей, это отнимает стимул у людей, им просто неприятно работать в такой атмосфере.

Потом посмотрите на нашу Академию наук, посмотрите на наших академиков: внутри страны считается, что наши академики такие великие ученые. А вы спросите на Западе: кого из наших академиков знают? Некоторые из них великие ученые это правда, но девяносто процентов наших академиков абсолютно неизвестны мировой науке.

С восьмидесятых годов перед нашей наукой не ставилось глобальных прикладных задач, возникло большое кол-во «бумажных» академиков, которые в основном занимаются тем, что проедают и без того скромный бюджет, а не способствуют науке. Более того, своим существованием, они ей вредят.

Вред нанесенный России «утечкой мозгов» колоссальный. Его нельзя исчислить никакими деньгами. И поэтому все инвестиции, которые сейчас необходимы для того, чтобы этот процесс повернуть вспять, будут сравнительно легкой ценой. Потому что если эту цену мы не заплатим, если мы этот процесс вспять не повернем, то тогда нам конец просто-напросто.

Сейчас очень активно ученых возвращает Китай. Они не только возвращают китайцев, но привлекают иностранцев. Порядка шестидесяти процентов нынешних китайских академиков – это репатрианты.

Нам нужно заниматься агрессивным возвращением русских специалистов с Запада и нам нужно идти дальше. Я считаю, что возвращать только русских было бы ошибкой. России нужно максимально заинтересовать самых лучших западных, японских, китайских специалистов, сделать для них работу в России привлекательной.
Утечку мозгов нельзя скомпенсировать только возвращением русских, потому что все не вернутся. Чтобы победить в гонке интеллекта в мире, чтобы стать по-настоящему интеллектуальной державой, нам необходимо привлечь все самое лучшее.

Россия страна очень большая, с очень большим потенциалом, с очень большим количеством богатств и большой территорией. И чтобы удержать эту территорию, России недостаточно быть страной номер тридцать пять. Россия должна быть страной номер один, у нее для этого все есть. Если мы этим шансом не воспользуемся, то рано или поздно мы свою страну потеряем. Ее просто расчленят на кусочки более сильные, более предприимчивые соседи. Чтобы сохранить свои позиции, тем более, чтобы их улучшить, России нужно быть лидером интеллектуальным. Промышленность, экономика, даже военная индустрия, они все завязаны на интеллект. Тут недостаточно качать нефть. Тут нужно шевелить мозгами.

Никто в мире не заинтересован в развитии России как высокотехнологичной державы. Международная политика - это многовековая битва за влияние, власть. И превращение нашей страны в сырьевой придаток международной экономики как нельзя лучше укладывается в эту стратегию. То сравнительное благополучие, которое, как нам кажется, зиждется на потоке нефтедолларов из-за высоких цен на нефть, на самом деле держится на амортизации многомиллиардной собственности, накопленной Советской Россией. И каждый раз, когда мы не двигаемся вперед, не проводим реформы в нашем государстве, мы откатываемся на годы и десятилетия назад.

Россия, безусловно, возродится как великая держава, хочет этого международное сообщество или нет - об этом говорит вся ее история.

Но как быстро это произойдет, и с какими жертвами целиком зависит от каждого из нас.

 

Старец Ипполит Рыльский пророчествовал:

«..нельзя в один день перестроить всю страну. Путь малых по­бед приведет нас к достижению любой цели. И пойдет Русь — светлая, изначальная по всей России: вначале как слабенькое пламя свечи, а по­том превратится в сияющие звезды и благодатный покров по всей Земле русской.»